В семи километрах западнее Оползневого на 49-м км старой дороги в чаще низкорослых деревьев начинается подъём по тропе, издавна именуемой Чертовой лестницей - "Шайтан-Мердвен". Ещё в древности существующее здесь понижение между крутыми обрывами яйлы использовалось для прохода с Южнобережья в северные районы Крыма.
Этот своеобразный геологический памятник древние вместе с тем сделали и своим рукотворным памятником. Благодаря каменным вымостам, подпорным стенкам-крепидам, устройству пандусов, наклонных площадок по Чертовой лестнице перевозили грузы на небольших двухколесных повозках. Этот перевал был очень важным для торговых связей между южным берегом, предгорными и степными районами. Поэтому в середине века тут стояла крепость для его охраны и защиты Южнобережья от проникновения с севера нежелательных пришельцев. В 1967 году при раскопках на Исар-Кае («Крепостной скале»), что находится к востоку от выхода с Чертовой лестницы на яйлу, археологи обнаружили руины того старого укрепления.
Со временем Чёртова лестница потеряла своё былое значение, хотя ещё до середины XIX века (до строительства шоссе) она использовалась путешествующими для прохода из горной части Крыма на Южный берег и наоборот.
Здесь побывали А.Пушкин, В.Жуковский, А.Грибоедов, А.Мицкевич, И.Бунин, В.Брюсов и многие другие. На всех Чёртова лестница производила большое впечатление, о чём можно судить по путевым заметкам, дневникам, литературным произведениям, зарисовкам, наброскам. Широко известны впечатления Пушкина от восхождения по Чёртовой лестнице, которое, как он писал, «забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».
Сейчас Чёртова лестница представляет собой узкую извилистую тропу с многочисленными поворотами, круто поднимающуюся вверх среди нагромождения скал, развалов монолитных глыб, зарослей дуба, грабинника, кизила. В годы Великой Отечественной войны этим перевалом часто пользовались партизаны, поэтому фашисты минировали и взрывали его в нескольких местах.
Разрушали Чёртову лестницу и века, и потоки с гор, и обвалы. Ныне её протяженность – 250 метров, а высота подъёма около 100 метров. Полчаса неспешного хода вполне хватает, чтобы преодолеть это расстояние и выйти далее ровной дорогой, пролегающей по дну ущелья, на яйлу.
Отсюда уходят дороги в трёх направлениях. На север – та, что некогда связывала южный берег со средневековыми «пещерными городами» и крепостями княжества Феодоро. Второе ответвление уходит на восток, к перевалу Эски-Богаз и далее в Алупку, Симеиз. И третье – на запад, по древней "виа милитарис", военной дороге римлян, связывающей Херсонес с южнобережной крепостью Харакс на мысе Ай-Тодор, где располагались легионы мезийской армии Рима.
Этот своеобразный геологический памятник древние вместе с тем сделали и своим рукотворным памятником. Благодаря каменным вымостам, подпорным стенкам-крепидам, устройству пандусов, наклонных площадок по Чертовой лестнице перевозили грузы на небольших двухколесных повозках. Этот перевал был очень важным для торговых связей между южным берегом, предгорными и степными районами. Поэтому в середине века тут стояла крепость для его охраны и защиты Южнобережья от проникновения с севера нежелательных пришельцев. В 1967 году при раскопках на Исар-Кае («Крепостной скале»), что находится к востоку от выхода с Чертовой лестницы на яйлу, археологи обнаружили руины того старого укрепления.
Со временем Чёртова лестница потеряла своё былое значение, хотя ещё до середины XIX века (до строительства шоссе) она использовалась путешествующими для прохода из горной части Крыма на Южный берег и наоборот.
Здесь побывали А.Пушкин, В.Жуковский, А.Грибоедов, А.Мицкевич, И.Бунин, В.Брюсов и многие другие. На всех Чёртова лестница производила большое впечатление, о чём можно судить по путевым заметкам, дневникам, литературным произведениям, зарисовкам, наброскам. Широко известны впечатления Пушкина от восхождения по Чёртовой лестнице, которое, как он писал, «забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».
Сейчас Чёртова лестница представляет собой узкую извилистую тропу с многочисленными поворотами, круто поднимающуюся вверх среди нагромождения скал, развалов монолитных глыб, зарослей дуба, грабинника, кизила. В годы Великой Отечественной войны этим перевалом часто пользовались партизаны, поэтому фашисты минировали и взрывали его в нескольких местах.
Разрушали Чёртову лестницу и века, и потоки с гор, и обвалы. Ныне её протяженность – 250 метров, а высота подъёма около 100 метров. Полчаса неспешного хода вполне хватает, чтобы преодолеть это расстояние и выйти далее ровной дорогой, пролегающей по дну ущелья, на яйлу.
Отсюда уходят дороги в трёх направлениях. На север – та, что некогда связывала южный берег со средневековыми «пещерными городами» и крепостями княжества Феодоро. Второе ответвление уходит на восток, к перевалу Эски-Богаз и далее в Алупку, Симеиз. И третье – на запад, по древней "виа милитарис", военной дороге римлян, связывающей Херсонес с южнобережной крепостью Харакс на мысе Ай-Тодор, где располагались легионы мезийской армии Рима.
Информация взята из информационного ресурса "Достопримечательности Крыма: Wiki-путеводитель по Крыму" (www. aipetri.info)